- Назначение и область применения разработанного двигателя.
- Особенности конструкции и основные технические характеристики дизеля ДК2.
- Достижение целей проекта.
- Габаритный чертёж дизеля ДК2.
- Сравнение современных дизелей и ДК2.
- ДК2 авиа - дизель для авиации общего назначения.
Назначение и область применения двигателя дизелей ДК2 и ДК2 авиа.
Проект дизеля ДК2 разрабатывался для определения
показателей габаритов и массы двигателей соответственно автомобильного типа и применительно к авиации общего назначения при
использовании изобретения по патенту UA61980 (EP1296037). За основу были взяты диаметр, ход поршня и цилиндровая мощность современного дизельного двигателя Cummins N14 PLUS 525E.
В результате были спроектированы дизели близкие по показателям массы и габаритов к одним из лучших современных двигателей – VR_630_DONC и VR_640_OHV
производства DaimlerChrysler Company, и имеющие характерные для
дизелей такой размерности надежность, ресурс и экономичность,
(например, 1.610.000 км до капитального ремонта у дизеля Signature 600 фирмы Cummins).
Уникальное сочетание характеристик дизелей ДК2 делают возможным их использование в самых разнообразных областях: от легковых и грузовых автомобилей до тракторов, моторных катеров и стационарных силовых установок и даже авиации общего назначения.
Особенности конструкции
- ДК2 – четырёхтактный, дизельный, двухцилиндровый, горизонтальный, крейцкопфный, оппозитный, с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха.
- Картер двигателя туннельного типа, отливается из высокопрочного чугуна
- Коленчатый вал стальной, полно-опорный, с роликовыми коренными подшипниками, установленными на щеках коленчатого вала.
- Цилиндры отдельные, состоят из алюминиевого корпуса и запрессованной чугунной гильзы «мокрого» типа.
- Головки цилиндров алюминиевые, четырёх клапанные.
- Поршни-крейцкопфы – алюминиевые со стальным донышком.
- Два нижних распределительных вала с шестерёнчатым приводом.
- Топливные насосы высокого давления индивидуальные для каждого цилиндра
Основные технические характеристики дизелей ДК2 и ДК2авиа
характеристика | значение | ||
Максимальная мощность | кВт | 131 | |
Максимальный крутящий момент | Н*м | 836 | |
Максимальная частота вращения коленвала | об/мин | 2100 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня | мм | 140/152 | |
Рабочий объём цилиндров | см3 | 4660 | |
Степень сжатия | 16.5:1 | ||
Число и расположение цилиндров | 2. оппозитно | ||
Размеры: Длина- Ширина- Высота- | мм | 350 1540 400 | 350 1540 400 |
Сухой вес в стандартной комплектации При чугунном картере- При алюминиевом картере- | кг | 220 188 | 170 |
Удельный вес при чугунном картере | кг/кВт | 1.68 | - |
Удельный вес при алюминиевом картере | кг/кВт | 1.44 | 1,3 |
Достижение целей проекта
В результате использования изобретения по заявке WO 0196721 удалось спроектировать дизель, сочетающий превосходные показатели экономичности, надёжности, долговечности и небольшие габариты и массу. Кроме того были выявлены дальнейшие возможности совершенствования конструкции, нашедшие своё выражение в проекте ДК2 авиа.
Сравнительная характеристика дизеля ДК2 и современных дизелей производства США
Принятые обозначения:

Сравнение удельных показателей дизеля ДК2 (2ЧН14/15,2) и
современных автотракторных дизелей производства США
В случае авиационного варианта предлагаемой конструкции дизеля удельная масса будет составлять менее 0.9 кг/л.с. При использовании двухтактного цикла можно поднять мощность двигателя примерно в 1.6 раза и снизить удельную массу до 0.6 кг/л.с. при сохранении ресурса и экономичности.

![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Cummins Signature 600 | Detroit Diesel Series 60 | VR 630 DOHC | VR 640 OHV | Дизель ДК2 |
Ne | n | D | S | z | Vh | Vц | Nец | Nел | М | размеры | Vуст | М/Ne | Vуст/ Ne | М/ Vh | Vц/ Vуст | |
kW | Об/ мин | мм | мм | л | л | kW | kW/ л | кг | мм | М3 | кг/ kW | М3/ kW | кг/М3 | % | ||
Cummins N14 PLUS 525E | 392 | 2100 | 140 | 152 | L6 | 14.0 | 2.33 | 65.3 | 28 | 1272 | - - - | - | 3.24 | - | 90.8 | - |
Detroit Diesel Series 60 | 466 | 2300 | 130 | 160 | L6 | 12.7 | 2.1 | 77.6 | 36.7 | 1839 | 2039 995 1154 | 2.341 | 3.95 | 0.005 | 144.8 | 0.542 |
DaimlerChrysler VR 630 DOHC | 140 | 4000 | 83 | 92 | V6 | 3.0 | 0.5 | 23.33 | 46.9 | 240 | 525 680 705 | 0.252 | 1.71 | 0.0018 | 80 | 1.19 |
DaimlerChrysler VR640 OHV | 157 | 3800 | 92 | 101 | V6 | 4.0 | 0.66 | 26.2 | 39 | 292 | 558 635 762 | 0.269 | 1.86 | 0.0017 | 73 | 1.48 |
Дизель ДК2 (2ЧН14/15,2) | 131 | 2100 | 140 | 152 | О2 | 4.7 | 2.33 | 65.3 | 28 | 220 | 350 1540 400 | 0.216 | 1.68 | 0.0016 | 47.2 | 2.16 |
Принятые обозначения:
Ne – мощность двигателя n – частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности D – диаметр цилиндра двигателя S – ход поршня z – число цилиндров Vh – рабочий объём цилиндров двигатель Vц – рабочий объём одного цилиндра Nец – мощность одного цилиндра Nел – мощность, приходящаяся на один литр рабочего объёма двигателя М – масса двигателя Vуст – занимаемый двигательной установкой объём | Удельные показатели М/Ne – отношение массы двигателя к его мощности Vуст/Ne – отношение объёма двигательной установки к её мощности М/Vh – отношение массы двигателя к его мощности Vц/Vуст – отношение рабочего объёма цилиндров двигателя к объёму, занимаемому двигательной установкой Единицы измерений kW – киловатт Об/мин – оборотов коленчатого вала в минуту мм - миллиметр л - литр кг – килограмм М3 - кубических метров |

Сравнение удельных показателей дизеля ДК2 (2ЧН14/15,2) и
современных автотракторных дизелей производства США
